Существует множество видов лицевого кирпича, различающихся материалом и технологией изготовления, формой и размерами, рельефом и текстурой поверхности. Цветовая гамма этих изделий также разнообразна. Рисунок облицовочной кладки при использовании материала с одинаковым цветом и фактурой может создаваться за счет смещения (перевязки) поперечных вертикальных швов и чередования ложковых и тычковых (длинных и коротких) граней с разной периодичностью. Еще более интересный декоративный эффект достигается при комбинации нескольких цветов или оттенков. Именно на этом построена одна из техник кладки облицовочного кирпича – баварская кладка.
Техника возникла в XVII веке в Германии, идея чередовать при возведении одной стены кирпич разных цветов была продиктована несовершенством технологического процесса. Партии были небольшими, а изделия из разных партий существенно отличались оттенками. Каменщики для решения этой проблемы стали чередовать их в хаотичном порядке, чтобы вместо крупных цветовых пятен получались плавные переходы цвета по всей поверхности. Сегодня для создания баварской кладки намеренно смешивают кирпич из разных партий. В классическом варианте применяются светлый и темный оттенки красного и коричневого, всего 4 цвета. Возможны и другие сочетания, одновременно используется до 8 цветов, при этом отдельные архитектурные элементы – углы, карнизы — могут выделяться с помощью однотонной облицовки, а по всей площади стены выполняются переходы цветов и тонов.
Баварская кладка — это и искусство, и целая наука. Техника выполнения самих кладочных работ обычная, основную сложность представляет разработка рисунка.
Нужно соблюдать такие правила:
Чтобы этого добиться, сначала на бумаге или в графическом редакторе выполняется до 10 вариантов паттернов – эскизов разных фрагментов кладки. В каждом все цвета, которые предполагается использовать, содержатся в нужном соотношении, но чередуются в разной последовательности. Потом паттерны в случайном порядке комбинируются между собой. В результате в масштабах стены чередование цветов получается хаотичным, но их соотношение выдержано.
Практически любой кладочный рисунок, от простейшей ложковой кладки до «дикарки», когда ложки и тычки чередуются в произвольном порядке, может быть выполнен в технике баварской кладки. Для нее подходит как гладкий, так и имеющий рельефную или офактуренную поверхность кирпич. Для удобства работ каждый цвет выкладывается в отдельный поддон.