Настоящая инструкция применяется для кирпича объемного окрашивания выпускаемого по ГОСТу 530-2012 и по ТУ (техническим условиям) 5741-020-05297720-2010 «Кирпич и камень полнотелые (с технологическими пустотами)», ТУ 5741-023-05297720-2008 «Кирпич и камни керамические пустотелые естественного цвета и объемно окрашенные», ТУ 5741-025-05297720-2010 «Кирпич европейский «Евро» и другие.
Инструкция разработана с учетом требований и положений действующих нормативных документов (СНиП 12-01-2004, СНиП 12-03-2001, СНиП 12-04-2002), действующих стандартов и технических условий на материалы, применяемые при производстве кладочных работ.
Согласно вышеуказанных технических условий готовые изделия в партии могут иметь отклонения по размерам. При сравнении кирпичей из партии допускаются отклонения размеров от номинальных в пределах ±8 мм по длине, ±6 по ширине и ±5 мм по толщине, что связано с применением в производстве кирпича глин имеющих неоднородный химический и минеральный состав и подвергаемых термическому высокотемпературному воздействию. Отклонения по размерам керамического кирпича нивелируются каменщиком в процессе кладки за счет варьирования толщины вертикальных и горизонтальных швов.
При работе с цветным кирпичом объемного окрашивания следует помнить, что он производится с использованием светлых (беложгущихся) глин и имеет однородную цветовую структуру по всему объему. Любая глина как природный материал, при воздействии высоких температур (обжиге) может давать разнотон продукции по всей высоте печной вагонетки. Поэтому при покупке кирпича объемного окрашивания рекомендуем приобретать кирпич одной партии (это можно проверить по этикеткам на поддонах с кирпичом), а также вести кладку используя кирпич сразу из 3-4 поддонов по типу «баварской кладки». При невозможности приобрести весь кирпич одной партии, переходы между ними в кладке рекомендуется также осуществлять, используя кирпич поочередно из первой и второй партии.
Транспортирование кирпича автотранспортом должно осуществиться согласно ФЗ №259 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007г., общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом и др. Выгрузка кирпича должна производиться механизированным способом с помощью специальных захватов и механизмов на ровную, заранее подготовленную и очищенную площадку.
На лицевых поверхностях кирпича объемного окрашивания, согласно разработанных ТУ, допускается появление налетов желтого, серо-зеленого или темно-коричневого оттенков. Появление налетов обусловливается свойствами беложгущихся глин, которые используются как сырье для получения цветного кирпича. Налеты могут проявляться на переувлажненной кладке из этих видов кирпича и при применении «зимних» и пластифицированных кладочных растворов с применением солей и химических добавок. Как правило, эти налеты не приводят к разрушению и коррозии кладки, и при полном высыхании кладки становятся практически незаметны, а через один-два года полностью смываются атмосферными осадками, но если кладочный раствор перенасыщен солями, могут даже возникнуть дефекты лицевых поверхностей (шелушение, отслаивание, коррозия), что не влияет на прочность кладки.
При необходимости налеты на кирпиче можно удалить слабокислыми очистителями фасадов типа «Пента», «Софекс», «Типром» и др., при строгом соблюдении рекомендаций по их применению. Указанные очистители фасадов предназначены для удаления: 1) налетов и солевых пятен (содержащих, в том числе нерастворимые в воде соли) с поверхности кирпичной кладки, натурального и искусственного камня, штукатурного слоя, бетона; 2) растворных пятен с поверхности кирпичной кладки; 3) атмосферных загрязнений различной природы.
1. Хранить поддоны с кирпичом на сухом ровном месте, не допускать капиллярного подсоса воды из почвы и атмосферы. Намокание кирпича может произойти в результате воздействия атмосферных осадков или из-за образования конденсата под упаковочной пленкой. Во избежание намокания кирпича при его хранении, рекомендуется дополнительно укрывать поддоны водонепроницаемым материалом, обеспечивающим защиту кирпича от атмосферных осадков и перепада температур. Недопустимо также хранение кирпича на промышленных площадках, где хранятся химические реактивы и растворимые соли.
2. Применять для приготовления растворов цементы, содержащие щелочи в количестве не более 0,6% (п.5.3 справочного пособия к СНиП II-22-81 «Проектирование и применение панельных и кирпичных стен с различными видами облицовки»).
3. Применять для приготовления растворов сухие кладочные смеси, содержащие щелочи в количестве не более 0,6% от массы цементного вяжущего (п.4.19.3 ГОСТ 31357-2007 «Смеси сухие строительные на цементном вяжущем. Общие технические условия»).
4. Использовать гидрофобные и пластифицированные цементы, уменьшающие водоцементное отношение и снижающие способность раствора к капиллярному подсосу.
5. В растворе не должны применяться химические добавки, приводящие к появлению высолов.
6. Вода для приготовления раствора должна соответствовать требованиям ГОСТ 23732-2011 «Вода для бетонов и растворов. Технические условия».
7. Рекомендуемая толщина растворного шва при кладке кирпича должна составлять 10-15 мм.
8. При использовании в облицовке тычковой стороны кирпича помнить, что лицевой кирпич имеет две лицевой поверхности тычок и ложок и обращать внимание на цвет обоих тычков. Иногда вследствие особенностей технологического процесса один из тычков бывает темнее другого тычка или ложка. При обнаружении «залива» (треугольного пятна на одном из тычков), помещать такой тычок внутрь кладки.
9. Согласно ГОСТ 28013-98 «Растворы строительные. Общие технические условия» марка по подвижности растворной смеси при кладке лицевого кирпича должна составлять 4-6 см. Попадание раствора в пустоты кирпича должно быть сведено к минимуму.
10. При облицовке стен строений предпочтительно использовать «утопленный шов». Необходимо избегать попадания строительного раствора на выложенные лицевые стены. При попадании раствора на стены необходимо сразу же протереть их сухой щеткой, или на следующий день влажной щеткой.
11. В процессе строительства до возведения кровли здания предохранять кладку от воздействия дождя и снега, накрывая её полиэтиленовой пленкой или другим непромокаемым материалом.
12. Условия возведения кладки должны исключать возможность локального намокания и образования мест постоянной однонаправленной миграции влаги по кирпичной стене.
13. Строительно-монтажные работы должны проводиться в соответствии с действующей нормативно-технической документацией РФ в строительстве.
При полном соблюдении данных рекомендаций вероятность появления налетов и коррозии кладки минимальна.
Привлекать к возведению лицевой кладки только квалифицированных каменщиков, обладающих соответствующим разрядом и документами его подтверждающим (в т.ч. трудовой книжкой) и ознакомленных с данной инструкцией;
Изучить последние европейские тенденции строительства, которые успешно комбинируют в единой кладке изделия различной цветовой гаммы и оттенков.